Как открыть свое дело через… банкНа главную
Как открыть свое дело через… банк

В России зарегистрировано уже 3,4 млн коммерческих организаций и 3,9 млн ИП. Открыть свое дело сейчас достаточно просто, причем сделать это можно тремя способами. Разбираемся, какой удобнее.

Прежде чем открыть бизнес, нужно подготовиться: выбрать нишу, проанализировать конкурентов, составить бизнес-план, определить форму собственности, найти стартовый капитал и придумать название в рамках закона. Заключительный шаг — зарегистрировать предприятие. Сделать это можно в ИФНС, онлайн или через банк.

Самостоятельная регистрация в ФНС

Для этого нужно собрать пакет документов и прийти в ФНС (самостоятельно или направить представителя по нотариальной доверенности). Для простоты мы рассматриваем регистрацию предприятий самых популярных форм собственности — ООО (97% от общего числа коммерческих организаций в стране) и ИП.

ООО регистрируется в той инспекции ФНС, к которой относится его юридический адрес. ИП, как правило, регистрируется в ИФНС по месту своей прописки или временной регистрации. Найти инспекцию для своего адреса можно через этот сервис.

Для регистрации потребуется сравнительно небольшой пакет документов.

  • Заявление по форме Р11001 для ООО, Р21001 для ИП.
  • Квитанция об оплате госпошлины за регистрацию: 4 тыс. руб. за ООО, 800 руб. за ИП.
  • Для ООО — решение о создании организации и устав учреждаемого общества. Если учредителей несколько, то понадобится также протокол общего собрания учредителей и договор об учреждении коммерческой организации. Также нужны документы, удостоверяющие личность каждого из учредителей, и подтверждение юридического адреса (письмо от арендодателя помещения, где разместится офис будущего предприятия).
  • Для ИП — копия основного документа, удостоверяющего личность и, если нужно, уведомление о переходе на УСН (два экземпляра).

Как правило, на регистрацию достаточно трех рабочих дней. Затем сведения об ООО появляются в ЕГРЮЛ, а об ИП — в ЕГРИП.

Нюансы регистрации

  • Заявления удобнее заполнять через программу с сайта ФНС.
  • Заявление заполняется и печатается заранее, но подписывать его можно только в ФНС на глазах сотрудника инспекции либо в присутствии нотариуса.
  • С 2018 года документы о регистрации приходят в электронном виде на e-mail, указанный в заявлении. Чтобы получить бумажную версию, нужно отправить в ФНС дополнительный запрос.
  • Некоторые инспекции требуют не два, а три экземпляра уведомления о переходе на УСН. Лучше заранее подготовить запасной.
  • Через сервис ФНС можно заполнить квитанцию для оплаты госпошлины, а затем оплатить ее онлайн или распечатать и оплатить в банке.
  • Если в документах для регистрации есть ошибка, их вернут. С 1 октября 2018 года можно исправить ошибку и переподать документы, не оплачивая госпошлину заново.

Самостоятельная регистрация онлайн

С 1 января 2019 года можно подать документы на регистрацию юрлица и ИП онлайн без оплаты госпошлины. Для этого их нужно отсканировать по требованиям ФНС и подписать электронной подписью (ЭП). Если у предприятия несколько учредителей, такая подпись нужна каждому из них.

Есть несколько видов ЭП. Для работы с личным кабинетом налогоплательщика на сайте ФНС хватит бесплатной неквалифицированной ЭП. А вот для регистрации ООО или ИП нужна платная квалифицированная. Чтобы ее сделать, нужно собрать документы и обратиться в ближайший удостоверяющий центр. Такая подпись стоит от 3 тыс. до 20 тыс. руб. (зависит от возможных сфер ее применения и цен конкретного центра), а раз в год ее нужно платно обновлять. Однако в этих затратах есть смысл: ЭП открывает для предприятия возможности электронного документооборота.

Регистрация через банк

Некоторые крупные банки создали онлайн-сервисы, которые упрощают регистрацию юрлиц и ИП. Посмотрим, как это работает, на примере ВТБ — второго крупнейшего банка России.

Через сервис start.vtb.ru можно сформировать комплект документов, необходимых для государственной регистрации ООО или ИП, направить все документы в электронном виде в ФНС, а затем получить подтверждение государственной регистрации по электронной почте. При этом банк бесплатно выпустит облачную квалифицированную электронную подпись, с помощью которой вы сможете подписать комплект документов на своем смартфоне. Это позволит сэкономить время на визите в ФНС и удостоверяющий центр.

На первый взгляд, это мало отличается от самостоятельной регистрации своего дела через сайт ФНС. На самом деле отличия есть: в ВТБ можно заодно открыть расчетный счет и приобрести онлайн-кассу. И вот почему это важно.

Расчетный счет: необходимость или преимущество?

С одной стороны, ФНС не требует открывать расчетный счет при регистрации ООО или ИП, а оплату по договору на сумму до 100 тыс. руб. можно принимать наличными без расчетного счета (но тогда нужна касса — об этом ниже).

С другой, юрлица не могут действовать без расчетного счета, так как обязаны оплачивать налоги безналичным способом. ИП теоретически могут вести абсолютно все расчеты наличными и работать без счета. Но это неудобно:

  • нельзя принимать платежи банковскими картами от клиентов и безналичные платежи от партнеров;
  • нельзя быстро проводить свои платежи;
  • нужно соблюдать правила кассовой дисциплины;
  • придется самостоятельно хранить наличные деньги, а это рискованно.

Когда счет есть, эти проблемы решаются. Так что для большинства ИП и предприятий расчетный счет — это и необходимость, и преимущество одновременно.

Использование расчетных счетов обеспечивает прозрачность бизнеса. Поэтому банки стараются предложить такие условия, чтобы предпринимателям было выгоднее открыть расчетный счет, чем искать альтернативы. ВТБ предлагает несколько доступных пакетов услуг, включающих наиболее востребованные операции (платежи, внесение/выдача наличных и т.д.). Они рассчитаны на разные потребности малого и среднего бизнеса. Интернет-банк и мобильный банк также включены в пакетное предложение банка. Такое комплексное предложение позволяет клиентам экономить на банковском обслуживании. Кстати, для новых клиентов ВТБ разработана специальная акция «Начнем с лучшего!». Она позволяет начать сотрудничество максимально комфортно: открытие первого расчетного счета в ВТБ, а также является бесплатным, и затем в течение еще трех месяцев обслуживание также осуществляется без комиссии на выбранном клиентом пакете услуг.

Чтобы самостоятельно открыть расчетный счет, предпринимателю нужно сначала получить в ФНС свидетельство ОГРН и выписку из ЕГРИП и только потом обращаться в банк. Но если банк регистрирует юрлицо или ИП для клиентов, то и документы из налоговой он получает сам. Это экономит его время: ему не нужно ни дожидаться регистрации в ФНС, ни лишний раз идти в банк.

Онлайн-касса: не требуется при регистрации, необходима для работы

Онлайн-кассы подключаются к интернету и в реальном времени передают данные о покупках специальным организациям — операторам фискальных данных (ОФД). Там они хранятся пять лет, и оттуда их получает ФНС. Постепенный переход с офлайн- на онлайн-кассы начался в 2017 году. К 1 июля 2019 года на них должна перейти последняя крупная группа предпринимателей, ранее получившая отсрочку, — те, кто работает на едином налоге на вмененный доход (ЕНВД) и патентной системе налогообложения (ПСН) без наемных сотрудников.

Некоторые ООО и ИП могут проводить расчеты без онлайн-касс. Это, например, продавцы фруктов на рынке, газетные киоски, организации в труднодоступных местностях (полный список — в статье 2 закона 54-ФЗ). Для любого другого юрлица или ИП, чей бизнес предполагает прием денег от физлиц, онлайн-касса обязательна.

Купить и подключить онлайн-кассу можно через специализированную компанию, но можно и через банк. Например, ВТБ предлагает решения для бизнеса любого масштаба и специфики, с любой системой налогообложения. Также банк поможет с подключением и техническим сопровождением оборудования.

Какой способ регистрации предпочесть

Зависит от того, в каком банке планируется обслуживать бизнес в дальнейшем и есть ли у него услуга «регистрация в ФНС + открытие счета».

Допустим, в выбранном банке такой услуги нет. Если в работе потребуется вести электронный документооборот с контрагентами и государственными службами, лучше сделать электронную подпись и зарегистрировать ООО или ИП онлайн. Если электронный документооборот и, соответственно, электронная подпись не понадобятся, можно зарегистрироваться онлайн или лично сходить в ИФНС. Это потребует примерно одинаковых затрат и усилий.

Но больше всего времени удастся сэкономить, если банк сможет взять на себя регистрацию и сразу же открыть расчетный счет, продать и подключить онлайн-кассы. По затратам регистрация через банк примерно равна самостоятельным действиям, зато сразу три задачи нового бизнеса быстро решатся «в одном окне».

Акция на РКО «Начнем с лучшего!»

  • открытие счета – 0 р.
  • 3 месяца обслуживания – 0 р.
  • переводы и операции с наличными – 0 р.